Чего только не брали русские войска: Париж, Вену, Берлин, Прагу .., а вот про Пекин все забыли.
Тому две причины:
-мы побаиваемся китайцев - вдруг они не одобрят такого кино и обидятся.
-да и не Америка мы, не умеем гордиться собственной великой историей. Хотим только страдать. Взяли мы Пекин малым числом и большим умением - не о чем рассказывать, вроде бы. Вот если бы жертвы сотнями тысяч, если бы неудачи, если бы как всегда, сначала нас, и только потом мы, если бы чудеса героизма - а там пришли и взяли. Утерев нос пятерым Империям и по-мелочи еще - США, Британцам, Германцам, Японской империи, французам, Италии и забытой ныне великой Австро-Венгрии - нашим неторопливым союзникам в той кампании.
Поучительная была история.
21 июня 1900 года, во Владивостоке, шло совещание по поводу грядущей неизбежной войны с Японией
Вице-Адмирал Алексеев по слухам незаконнорожденный сын Александра2 и брат царя Николая 2, назначенный Главным начальником и командующим войсками Квантунской области и морскими силами Тихого океана, ознакомившись с оперативной обстановкой, ругался, стоя перед картой российского дальнего востока:
-От Рождества Христова 1899 год - говорил он - а у Российской армии два переводчика с японского языка. Батюшка! Виктор Карлович, надо что-то делать с этим. Толмачи где? А война на носу. Давай мне переводчиков!
Представитель генерального штаба, полковник Най сообщил:
-Генерал Куропаткин тоже считает, что японцы не готовы.
-Да ведь он не смыслит ни хера в них! Один шанс выиграть у Японии - это напасть сейчас, самим! Что Куропаткин? Мне больше важно мнения капитана второго ранга Русина. А он считает, что Японцы активно готовятся. А разведанные? В Петербург, профессорам, фельдъегерем возить? Или может тут к девочкам в публичные дома обращаться, чтобы перевели? Так обращайтесь!
-По моим данным все японки, работающие в местных публичных домах[2] – работают на японскую разведку. Да и русский они знают очень устный. С переводом не помогут.
-Почему у японцев, не в пример нашего, много людей, знающих русский язык?
-Ваше превосходительство, Евгений Иванович, большинство японских специалистов по русскому языку, нашей армии и флоту закончили православную духовную семинарию. Она уже тридцать лет готовит японских священников и японских же офицеров.
Адмирал Алексеев застыл.
-Князь, Вы сейчас так шутите?
-Нет, ваше превосходительство.
-Семинария, отца Николая?
-Так точно. Младшие классы. В Токио. Не все становятся священниками и христианами, но язык и культуру узнают. Епископ Николай очень хороший, вдумчивый педагог.
Евгений Иванович поправил пальцем стопку бумаги на столе. Посмотрел в окно. Нашел глазами кресты на церкви неподалеку. Перекрестился.
-Так пусть готовит не только японских. Его бабушку! Пусть хотя бы и наших готовят.
-Где в Осаке[3] взять наших мальчиков? Кто их туда отдаст? Из последнего доклада адмирала Витгефта видно, что броненосцам и крейсерам с будущего года, возможно будет плавать лишь четыре месяца в году, а миноносцам даже только один. У нас на учения крейсерам денег не дают, на артиллерийскую стрельбу![4] Сами говорите.
-Где взять наших? Возьмите не нужных. Сирот. В России денег нет, а сироты, надеюсь, не кончились?
-Думаю, что нет.
-Так берите смышленых и отправляйте отцу Николаю! – адмирал посомневался, потом стряхнул сомнение, как наваждение и добавил, словно и себя уговаривая.
-Дело-то богоугодное. Родине нужны толмачи! Что еще?
Адмирал собирался уходить, когда на совещание зашел, только с дороги, наказной атаман Уссурийского казачьего войска - генерал-майор Чичагов.
Закрыв за собой дверь он сообщил что Китай обьявил России войну.
-Вот так-то - стукнул кулаком Алексеев. Штаб сюда. Будем воевать с Китаем.
Интриганка Цыси не должна была получить трон, но получила.
И в своем правлении опиралась больше не на Шеньшей - профессиональных чиновников, за заслуги и по знаниям своим получавшим посты в результате сложнейших экзаменов, а на Евнухов. Евнухи обладали и мужским рационализмом и женской ... (тут не очень понятно как это сказать вежливо) -назовем это хитростью. Многими, короче говоря, достоинствами обладали бесполые мудрецы, кроме одного- у них вовсе не было чести и гордости. Ум, знания, хитрость, целеустремленность - все, кроме этих двух человеческих качеств. Я вовсе не хочу проводить аналогии с современными гомосексуалистами и нашей толерантностью Пишу как было в Китае. Ну так вот.
Выдающийся реформатор Кан Ю Вэй собрал деньги на модернизацию страны. Цыси со своими приближенными кастратами потратила их на строительство каменного флота - никчемных дворцов, напоминающих корабли и прочие развлечения. Евнухи почему никогда не заботятся о будущем других людей. Так в природе устроено. Их задача - сохранить свое теплое место и в сытости прожить свою конечную жизнь. Какая им разница, что будет завтра если их род кончается?
А последующее за этими развлечениями несчастья, постигшие страну - списали на иностранцев. Что вот мол - строят железные дороги, уничтожают нашу культуру, традиционный уклад, тащат свое христианство - потому плохо живем. Надо сказать, что снобы англичане и жесткие германцы, действительно не стеснялись показывать свое презрение к народу, отстающему на тот момент в технологиях от просвещенной Европы.
Ну, народ и восстал. Против голода, взяточничества и каменных роскошных кораблей, которые никуда не плыли. Солдаты, крестьяне, мелкие чиновники, ремесленники дети и даже женщины - стали обьединяться в отряды. Они много занимались физическими упражнениями и в Европе это восстание прозвали "боксерским". Сами себя они звали "ихэтуани" - "отряды справедливости и мира" и часто считали что тот, кто силен духом неуязвим для пуль белых варваров.
В мае они сожгли православную школу и храм.
В Пекине Христиан стали резать 23 июня, как обычно ночью. 26 войска Сша и Англии, высадившиеся для поддержки и охраны своих концессии потерпели поражение при Тан-Те и отступили на корабли. 9 июля - в Тайюане публично рубили головы 45 англичанам, включая женщин и детей.
Цыси, понимая что бунт набирает силу и опасаясь лозунгов о свержении династии Цин, к которой принадлежала, решила возглавить восставших и в "Декларации о войне"обьявила войну всем. Всем чужакам. За голову иностранцев назначали цену.
Стало неуютненько. Народный бунт, тем более санкционированный властью, страшен своей бесконечной жестокостью. Все начинается с борьбы за идеалы, а кончается грабежом и насилием. Все выжившие иностранцы собрались в Посольском Квартале и вместе с китайцами-христианами организовали оборону.
Попробовавший халявы на крови вчерашний крестьянин или ремесленник не может остановиться. Осадили Харбин и Благовещенск, иностранные миссии, убили германского посланника - рушили станки, железную дорогу, грабили убивали насиловали - все как всегда.
Штаб адмирала Алексеева подготовил план за ночь. За одну ночь. Было принято решение не ждать сил из центра, а опираться на свои, дальневосточные, продолжая, впрочем, просить Петербург о помощи.
Алексеев считал, что раз его брат Николай, не понимает сложность обстановки на Дальнем Востоке, то .. на то есть веские причины. И наверняка очень важные. Поэтому главное действовать быстро, чтобы советчики не успели насоветовать осторожность, вдумчивость и постепенность, к которой сильно тяготел двор.
Обстановка промедления не терпела.
Штаб работал всю ночь.
22 июня в Приамурском военном округе обьявили мобилизацию. Было призвано 12000 человек. Вместе с Уссурийским казачьим войском и отрядами охраны КВЖД был сформирован экспедиционный корпус, под командованием атамана казачьего войска, генерал-губернатора Николая Чичагова. И уже 28 июля Корпус перешел границу и начал военные действия на территории Китайской империи, прорываясь к Пекину для освобождения дипломатической миссии. И прорвался. Как нож через масло прошел до столицы. Потому что офицеры, солдаты и казаки воевали как надо. Быстро, дерзко, понимая задачу, применяя разведку и нестандартные, по тем временам, тактические приемы. - шли практически без обоза. Без тыла.
6 августа уничтожили врага у Цжань чжуна, 8 - у Инкоу, и 13 - подойдя к Пекину, без тактической паузы, без отдыха, после марша, сходу, не дав организовать оборону и воспользовавшись неожиданностью, без шума перебив охрану стен, вошли в город и закрепившись в нем, завязали уличные бои.
В Китае были "боксеры" а у нас- казаки. Военное сословие, которое также, как и ихэтуани занимались боевой и физической подготовкой. Только с детства. Это то, что сейчас назвали бы силами постоянной готовности и быстрого развертывания. Всегда вооруженные, всегда готовые в дело на охрану государственных интересов. Отлично понимающие, при этом, что одной войной жив не будешь. Надо еще и школы строить и землю обихаживать, и семьи - большие казацкие семьи успевать заводить в перерывах между войнами и кампаниями.
В те времена не было оперативной связи, поэтому экспедиционный отряд поступал так, как считал возможным из оперативной обстановки - политики и дипломаты не мешались своими интригами. Не успевали, в этом и был расчет Линевича и Чичагова. Николай Чичагов вспоминал своего великого предка - адмирала, единственного военачальника, ни разу не отступавший перед французами в отечественной войне и едва не взявший самого Наполеона.
Из ставки шли телеграммы, призывавшие Командующего экспедиционным корпусом Линевича - остановить наступление, но Линевич и адмирал Евгений Иванович Алексеев понимали, что остановка приведет к поражению. Поэтому и наступали с такой скоростью что фельдсвязь, доставлявшая приказы - опаздывала за войсками.
Алексеев, только заступивший в должность
Город был взят. Союзники, стоявшие лагерем рядом с Пекином услышав ,что вовсю идет бой - подтянулись к финалу -когда дело было уже сделано. Тогда же были составлены и отосланы в Петербург бумаги, о состоявшемся деле.
Англичане - надо отдать им должное, переписали ценности императорских резиденций, и ,как люди культурные - пока наши отдыхали- четко организовали вывоз. Немцы - как обычно, трезво рассудив, забрали что осталось. Чуждые стяжательству сыны Микадо в основном занимались физическим насилием., а наши отдохнули, постирались, помылись, зашили дыры на форме и ушли, оставив одну роту и десять казаков для охраны дипломатической миссии.
Казаки, в Пекине, как и в 1814 году в Париже, были главным событием - на них смотрели как на невиданную диковину.
Китай принудили к миру.
Как-то так получилось, что мы забыли про взятие Пекина русскими войсками, а также почему и как это произошло. Это не правильно. Предлагаю вспомнить и помянуть 30 убитых и 106 ранненных русских солдат, взявших Пекин.



















Русское знамя над восточной стеной

Вслушаться
ЕЩЕ