morfing (morfing) wrote,
morfing
morfing

Category:

Лекции Нехорошева.Теория кинодраматургии.

Вопросы к экзамену по теории кинодраматургии.(шпаргалка)

На лекциях Леонида Николаевича думал о чем-то другом, а то что он говорит- конспектировал. Потом  отдал ему этот файлик. Он посмотрел, был недоволен краткостью, но через год этот конспект с его дополнениями опубликовали в типографии института.

Митта ненавидит Нехорошева. Леонид Николаевич был цензором на Мосфильме и из фильма "Арап Петра Великого" вырезал всех карликов. Там были карлики. Они все время что-то шептали Петру.
Группа товарищей имела мнение, что это намек на политбюро. Что мол политику у нас тоже делают карлики.
Нехорошев лично следил за тем, чтобы каждый карлик был удален из монтажа. С тех пор люто Митта не любит глубоко верующего профессора. Это их разборки. Не знаю кто прав и кто виноват.

Между тем именно Нехорошев дает фундамент образования ВГИКа. И именно он, пожалуй, является в настоящий момент главным хранителем школы,  обладающей яркой индивидуальностью, которая никак не умрет.
Как есть русский роман, русский романс и русская музыкальная школа - так и в кино есть русский стиль. Это формулировка означает, что вы, при некоторой практике,  можете узнать по нескольким тактам, нескольким абзацам, нескольким кадрам, или через несколько мгновений взлянув на картину - какой культуре принадлежит обьект.

Русская школа кино  менее безусловна  и требует потому большей одаренности, большего ума, бОльших чувств и гораздо менее эффективна именно в силу своей требовательности. Она производственно неэффективна. То есть на единицу затраченных ресурсов дает меньший полезный выход.  И все же цепляется за жизнь. Цепляется силами очень немногих людей. Один из которых - ироничный Кисунько, чьей специальностью  делать из дремучих варваров или конченных интеллигентов - людей, посредством инструмента "история искусств" - 
недавно ушел. 

Тем не менее лучшие образцы кино гораздо ближе к ней, чем к формально-американской. Почему говорю формально- потому что тот ширпотреб, которым пичкают в т.н. учебниках мало имеет общего с собственно американским, несомненно лучшим на настоящий момент, кино. А реальной американской школы я не знаю -потому что традиции школы могут быть переданы только лично. Из рук в руки. От мастеров - к ученикам.  Это не математические  формулы, единые для всех. Нельзя научить творчеству - можно дать азбуку, показать пример и поделиться подходом. Дальше- каждый сам.
 

Итак, очень-очень конспективно, азбука во ВГИКе:

(Консультации Леонида Николаевича Нехорошева).

1. Основные компоненты драматургии фильма. Система их взаимосвязи.
2. Слово в кино (немом и звуковом). Виды его использования.
3. Деталь и ее функции в драматургии фильма.
4. Диалог и монолог. Специфика их применения в кинематографе.
5. Закадровая речь в фильме и ее виды.
6. Ремарка сценария. Ее виды.
7. Композиция и ее роль в драматургии фильма. Виды композиций.
8. Структурная композиция сценария и фильма, ее элементы.
9. Сюжетная композиция сценария и фильма, ее элементы. Американская теория сюжетной композиции.
10. Сцена и эпизод в драматургии фильма.
11. Сюжет как один из основных компонентов драматургии фильма. Составные элементы сюжета.
12. Сюжет и фабула фильма.
13. Сюжетные мотивы и ситуации. Их классификация.
14. Действие, мотивировка, перипетии.
15. Виды сюжета в кино.
16. Драматургический конфликт и его виды.
17. Жанры и стили в кинодраматургии.
18. Образ, характер и личность человека в сценарии. Способы их создания.
19. Тема и идея фильма.
20. Проблемы экранизации классических литературных произведений, Виды экранизации.


1. Основные компоненты драматургии фильма. Система их взаимосвязи.

Надо помнить таблицу:

a)-Движущееся Изображение, Звук, Композиция - ТЕЛО
b)-Сюжет, Образ - ДУША
c) -Идея, Истина, существующая объективно (Абсолют, Бог) - ДУХ

Каждая предыдущая позиция является формой последующего, каждая последующая является содержанием предыдущей.

Сюжет - форма образа, образ - содержание сюжета. Сюжет - движение образов (одно из определений); Сюжет - слово французское - предмет разговора. Событие - как элемент входит в состав сюжета. Например событийная основа Гамлета - до Шекспира рассматривается довольно часто в литературе. И Шекспир следует событиям в пьесе Томаса Кида, но сюжет у Шекспира гораздо глубже. Серьезнее мотивировки. Сюжет - последовательная разработка характера героя. (одно из определений - Горький) - тоже не всегда.

2. Слово в кино (немом и звуковом). Виды его использования.

Виды и формы надписей в кино:

Повествовательный - сообщает что произошло между кадрами.
Комментирующий - выражается авторское отношение.
Разговорный - диалог в записанных репликах.
Внутрикадровые - вывески, надписи, телеграммы.
Движущееся изображение отлично отображает чувства, но с трудом изображает мысли. Слово (логос по-гречески не только слово, но и понятие).

Виды и формы речи в кино:
Внутрикадровая - звучит речь и виден источник.
Внекадровая - звучит речь, но не виден источник, находящийся внутри сцены.
Закадровая - речь звучит и произносится вне пространства сцены.
Формы внутрикадровой речи: Диалог и Монолог.
Диалог - обмен мыслями и сообщения внутри фильма между персонажами. Монолог - пространное высказывание персонажа, сообщение или размышление вслух.
Формы внекадровой речи аналогичны внутрикадровой.
Формы закадровой речи:
Речь от Автора - "Покровские ворота" речь Казакова.
Речь от Персонажа - (Белое солнце пустыни) обращено к зрителям.
Вне сцены.
Внутренний монолог - обращено к себе, в контексте сцены.
Дикторский текст - Клим Самгин в начале серии.
Стихи и песни - Ирония судьбы или с легким паром.

3. Деталь и ее функции в драматургии фильма.

Функции - показ целого через его часть - ( Иван Грозный сидит маленький и его ноги не достают до пола с трона).
Фабульная функция детали.
Деталь, имеющая особое смысловое значение. Подчеркивающее и раскрывающее смысл. Характеризует место время или действия. Характеризует персонажа, черту его характера. Например для изображения эпохи, время - шестидесятые годы, к примеру, довоенные и так далее. К примеру, деталь может наоборот быть несвойственна контексту и указывать на не из этого времени, к примеру, а из прошлого. Как старые стулья или сталинская обстановку в наше время. Психологическая деталь. Подчеркивающая душевное состояние персонажа. Например черные очки которые одевает человек чтобы не увидели его душевное состояние.
Звуковая или шумовая деталь.
Географическая деталь.
Деталь-метафора (метафора в переводе означает перенесение), например : " Ой как бежит время" время бежать не может. Перенесение свойств одного предмета на другой.
Деталь - аллегория и деталь - символ.
Аллегория - воплощение абстрактной идеи в предметном образе. (женщина с завязанными глазам -Фемида - весы, повязка, меч; лиса в русских сказках - аллегория хитрости.
Символ - знак. Молния и гроза перед войной, например - знак, символ. Последняя функция - т.н. многофункциональная. Одновременно она фабульная, то есть является частью фабулы. Например в фильме "Пианино" само пианино многофункциональная и метафора и символ.

4. Диалог и монолог. Специфика их применения в кинематографе.

Главное отличие речи в кино: Закон необходимости - речь возникает тогда, когда необходимо. Если возможно выразить только немым движущимся изображением, то следует делать это так. И только тогда, когда необходимо, там появляется диалог и монолог. Закон дополняем ости - взаимодополняет изображение - речь, речь - изображение. Реплика - часть диалога, произнесенная одним из персонажей. Закон прямой пропорциональности - речь лучше выражает сознание. Если содержание фильма требует (образ фильма), например, судебная драма. Чем больше содержание требует, тем больше речи. Специфика: Диалог в кино отличается от театрального диалога тем, что его меньше; что оправдывается возможностью монтажа кадров. В театре звучат паузы, в кино же -нет. В кино диалог более жизнеподобен. В театре реплики часто на зал.

5. Закадровая речь в фильме и ее виды.
Речь от Автора - "Покровские ворота" речь Казакова. Речь от Персонажа - (Белое солнце пустыни) обращено к зрителям. Вне сцены. Внутренний монолог - обращено к себе, в контексте сцены. Дикторский текст - Клим Самгин в начале серии. Стихи и песни - Ирония судьбы или с легким паром.

6. Ремарка сценария. Ее виды.
Ремарка - краткое, но точное описание того, что должно быть изображено.

Виды ремарки:
Театрально-драматическая
Повествовательно-прозаическая
Поэтическо-лирическая
При написании ремарки необходимо учитывать монтажный характер кино и экранность изображения.

7. Композиция и ее роль в драматургии фильма. Виды композиций.
Compozito - составление, соединение (итал.)

a). Структурная
b). Сюжетная. Деление фильма на части сюжета (экспозиция, завязка, кульминация, развязка)
c). Сюжетная линейная. Сюжетные линии и лейтмотивы, их составление и соединение. Лейтмотив - образ, повторенный в произведении.
d). Архитектоника. Деление фильма на глубинные смысловые части. Этапы деления

8. Структурная композиция сценария и фильма, ее элементы.
Структурная - строение, расположение, деление фильма на кадры, сцены. Эпизоды на соотношение и соединение. Деление фильма на части. Кадр - от включения до выключения камеры. Сцена - часть фильма, состоящая из групп кадров, соединенных единством места, времени и действия.

9. Сюжетная композиция сценария и фильма, ее элементы. Американская теория сюжетной композиции.
Экспозиция - (представление). Завязка - начало конфликтного действия, конфликт. Развитие -задача подготовить к кульминации. Кульминация -вершина, пик конфликтного действия, точка. Развязка - отрезок, итого конфликтной борьбы. Финал - - заключение. Американцы делят на три части: Начало, середина, конец. В американской теории необходимо две перипетии. От начала к середине, и от середины к финалу.

10. Сцена и эпизод в драматургии фильма.

11. Сюжет как один из основных компонентов драматургии фильма. Составные элементы сюжета.
Составные элементы сюжета это: Действие - атом, клетка сюжета. Физическое делание, например, человек идет. Как драматургический элемент, это делание, имеющее драматургическое выражение. Эйзенштейн называл это "выразительным движением". Бывают и ничего не выражающие кинодействия, например в американских фильмах. В комедиях Чаплина, действие - стремительное, беспрерывное. В настоящее время ничего не выражающие действие, усиленное технически - стерео, широкий экран, цвет и т д. Крайне модно осуществлять физиологическое давление на зрителя. Действие - выраженное внешне стремление, желание, отношение автора и персонажа фильма. Схематичное или подчеркнутое. Формы Непосредственное движение Словесная форма (диалог) Виды Внешние - выраженные в поступках. Внутренние- действия психологические, душевные. Говорит об одном, а делает другое, к примеру. Или обнаруживаются внезапно, или например, не действует - должен бежать, а не бежит. Из элементарных действий получаются действия сцен, из сцен - эпизодов, из эпизода - действие фильма. Мотивировки - художественное обоснование событий, поступков и переживаний персонажа. Причина действия. Виды Внешние - обстоятельства, в которые попадает персонаж. Поступки другие персонажей. Внутренние - причины психологические, душевные. Страх, любовь, ненависть. Зависят от характеристик личности. Последовательность действий и мотивировок Внешняя мотивировка вызывает внутреннюю и потом идет действие персонажа. Иногда можно говорить об отложенной мотивировке. Конфликт внешних (инстинктивных) и внутренних (субъективных, душевных) мотивировок вызывает бездействие. Кошелек лежит. Один кинулся. Другой подумал и кинулся, третий прошел мимо, а четвертый вообще не заметил ярко красный кошелек, который задел ногой и даже взглянул на то, что задел. Перипетия - поворот (греч.), перелом. Резкое, неожиданная перемена в течении действия и в судьбе персонажа. Первый ввел Аристотель - переход героя от счастья к несчастью или наоборот. Перипетия царя Эдипа на вершине успеха в одну минуту узнает что убил отца и живет с матерью. Виды Неожиданный для зрителя, ожидаемый для персонажа. Неожиданный для персонажа и ожидаемый для зрителя. Неожиданный и для зрителя и для персонажа. В хорошо разработанном сюжете несколько перипетий, поворотов. Они должны быть мотивированы, подготовлены драматургически. Конец негаданный, но неизбежен он -(Брюсов). Перипетия отличается от случайности тем, что перипетия -драматургически подготовленный поворот. Случайность же в свою очередь - лишь инструмент для сюжета или фабулы.

12. Сюжет и фабула фильма.

Фабула - совокупность событий в их внутренней взаимосвязи, а сюжет, это то, как автор об этих событиях рассказал. Сюжет - последовательная разработка характера героев. Движения образа на пути к его раскрытию. Образ - речь идет об образе целого, заполняющего пространство сценария, фильма. Изображение - не сам предмет, а субъектив автора. Образ - создается не только изображением, но еще драматургией, актерской игрой и т д. - т.е. инструментами кино. Образ - категория эстетики, характеризующая особый, присущий только искусству способ освоения и преобразования действительности. Образ фильма воспринимается не сразу, необходимо время для его распознавания. Окончательно образ воспринимается с финальной точкой картины. Фабула - цепь событий, на которых основан сюжет. Фабула - рассказ, басня (лат). Фабула и сюжет иногда не совпадают. Например, в Pulp fiction. Композиционные изменения фабулы в сюжете: Хронологические смещения (Pulp Fiction). Совмещение разных времен. Сопоставление одного времени с другим, в фильме Джармуша "the mystery train" - "Мистический поезд" события происходят одновременно, а рассказывается о них последовательно. Структурные совмещения (в один эпизод вкладывается другой эпизод). Подчеркивание субъектива на событие одного из персонажей. (к примеру детская). Разные точки зрения на одно событие (Расэмон - А. Куросавы). Образ фильма возникает от разных точек зрения. Запутанная фабула - несколько версий взаимосвязи (Карты, деньги, два ствола). Вариативность фабулы - как "Беги Лола, беги". Разные варианты развития события.

13. Сюжетные мотивы и ситуации. Их классификация.

Мотив - двигаю (лат.). Отсюда movie. Мотив это устойчивый, формально содержательный компонент сюжета. Устойчивый - означает переходящий из одного произведения в другое. В кино - переходящий от эпизода к эпизоду или от сцены к сцене. На повторении мотивов строится классификация сюжетов. Насчитывается принято считать, 36 мотивов. Ситуация - мотив, развитый до конфликтного уровня. К примеру 28 сюжет - препятствия в любви. Любовник, любовница. Ситуация - материальное неблагополучие. Социальное неравенство, и т д. Угрызение совести - номер 34. Ситуация - жертва, палач, у него угрызения совести. Преступления любви - 26 сюжет. Ситуация: один врет другому. Борхес считал, что сюжетов 4: Самоубийство бога, Поиск, Штурм города, Возвращение. Гринуэй считает, что есть в искусстве две темы. Секс и смерть. У взрослого человека есть потребность в классификации как отношении к мировоззрению. Миф - осмысление действительности через сублимированные образы. Способ передачи социальных знаний - позволяющих жить в социуме с одной стороны и правила этой жизни с другой.

14. Действие, мотивы, перипетии.

15. Виды сюжета в кино.
У разных видов сюжетов разные законы построения. Отличие в разного рода действии. (внешне выраженное стремление, желание, отношение персонажа и автора фильма), способе связи действия. Месте действия. Эпический - сюжет движет объективные, но не человеческие, а исторические события, глобальные, в которых человек не может воздействовать на события. Действие - ход событий не зависим от отдельных людей и заранее предопределен. Драматургические виды конфликтов. (острая борьба противонаправленных сил). Акцент на месте действия. Присутствуют обильно даты. Информации. Обозначается историческое время крупными деталями. Сюжет следует за временным развитием событий. Повествовательный - повесть, рассказ (из эпического). Автор присутствует постоянно и ведет действие. Смена локальных конфликтов.(повествовательных). Действие связано автором. Его субъективом. Характеристиками его личности. Прошел месяц, прошла неделя, потом наступила осень и так далее - временная развернутость в меньшем, чем в эпическом виде сюжета, масштабе. Подробности характерные для этого времени. К примеру, бутылка кефира 80 годов. Или сумка авоська. Т.е. мелкие детали. Фабула в повествовательном сюжете сильно искажается. Она непоследовательна во времени. В повествовательном виде сюжета обнаруживаются способы трансформации фабулы в сюжет. Драматический - автор присутствует в меньшей степени. Действие объективное, без субъектива, непосредственно выраженного, автора. Упор на чисто физические движения, столкновения, действия. Зависит от актеров, характеров. Действие связывается крепкой причинно-следственной связью - каждое действие является следствием предыдущего. Удар - контрудар. И так далее. Виды конфликтов - драматургические. "Полет на гнездом кукушки". Тяготеет к единству места, времени и действия. Сюжет следует за фабулой. Развертывается фабула как цепь событий и сюжет следует за ним. Лирический - авторское начало присутствует в наибольшей степени через лирического героя. (от имени которого ведется рассказ) Л.Г. может быть внедрен как персонаж, а может нет. Действие связывается прихотливо по ассоциативному признаку. Место действия не важно, либо в прошлом. Синтетический - "Бег". Наумова. Почти в равной степени присутствуют признаки разных видов сюжетов.

16. Драматургический конфликт и его виды.

Конфликт - (столкновение - lat) чего-то с чем-то. Драматический - прямая борьба противонаправленных сил, заканчивающихся поражением одной из сторон. Физической или духовной. Недраматический - повествовательный. Конфликт, построенный на разном отношении персонажей к одному и тому же предмету или явлению. Стадии развития конфликта: 1. Конфликтная ситуация - таит возможность столкновения. ( Винсент Вега так и не трахает жену шефа). 2. Коллизия - момент траха Винсентом Вегой жены шефа если бы он был. 3. Начало и развертывание конфликта - когда стороны, участвующие, понимают ставки и начинают действовать. 4. Кульминация. 5. Финал. Виды финала Исчерпан (закрытый). Не исчерпан (открытый). Формы Внешний конфликт. Внутренний конфликт - в драме главный внутренний конфликт героев, а в мелодраме - внешний. Оба, и внешний и внутренний, могут быть скрытыми.

17. Жанры и стили в кинодраматургии.

Жанр видоизменяет каждый из компонентов: Движущееся Изображение, звук Композиция Сюжет Образ Идея Истина, существующая объективно (Абсолют, Бог) Угол зрения автора и зрителя на предмет изображения. В зависимости от этого угла возникает трансформация. "Трагедия и комедия сделаны из одного теста и достаточно лишь слегка изменить освещение, и меняется жанр" (Т.Манн в "Доктор Фаусте"). Высокий - поэма, эпическая поэма, трагедия. Средний - драма, повесть. Низкий- комедия, приключение, мелодрама. Чистый жанр - от начала до конца в одном жанре, фильмы Гайдая, Кошмар на улице Вязов -триллер ( это когда только страшно), "Агент 007" - приключения. Массовый зритель любит чистый жанр. Когда от первых кадров зрителю предлагается смеяться, к примеру. Интеллектуальный зритель любит смешанный или сложный жанр. Смешанный - "Семь" - детектив и триллер. "Полет над гнездом кукушки" - драма и комедия. Сложный - из разных жанров составляется новый. Ко мне пристал Воловик, который говорит третье занятие что я должен протереть экран от пыли. Только что, он выпучив глаза стал говорить, что это все равно что ходить с грязной жопой. Он все время сам хочет протереть мне экран, а я не разрешаю, потому как экран надо протирать специальной тряпочкой или салфеткой. Стиль - индивидуальные особенности, присущие автору. Уникальность авторского языка есть Стиль. Фантастика, например - это не стиль, не жанр, а материал. Предполагаемое время или условия.

18. Образ, характер и личность человека в сценарии. Способы их создания.
Характер - одно из слагаемых образа. Образ - характер, внешность, отношение к нему других персонажей и автора. Драматический вид сюжета без разработанного характера немыслим. В других видах сюжета характер может быть не обязателен в своей разработке. В большей части кино в остальных видах сюжета оперирует образами. Многослойность образа Тот образ персонажа, который знают окружающие Тот, каким он является в семье Каким он знает сам себя Каким он даже сам себя не знает, По словам Володи Стамбулы, вот живет человек и до 40 лет не знает, что он пидор. Характер - (отличительная черта) комбинация определенных душевных качеств персонажа. Характер - изменчивый, текучий. Способы изображения характера В развитии - персонаж Аль-Пачино в "Крестный отец". Раскрытие - постепенность, к примеру персонаж Меньшикова в "Утомленных солнцем". Внезапный слом - в следствии события. (применяется редко). Похожесть на аналогию - ребенок на отца, к примеру. Личность - глубинная, духовная суть. Личность - самостоятельное, отдельное существо (Даль). В отличие от характера - абсолютно уникальна. Способы визуального создания личности В драматическом сюжете личность раскрывается в цели, которую герой ставит перед собой и в неуклонности стремления к этой цели. В эпическом сюжете личность раскрывается в причастности и исторической силе. В повествовательном виде сюжета личность раскрывается в отношении к другому человеку как к личности. В лирическом сюжете личность раскрывается через раздвоение. Взаимоотношение одной ипостаси и другой.

19. Тема и идея фильма.
Тема - о чем фильм. Идея - что этим хотел сказать автор. Тема - первоначальный момент авторской концепции. Идея - образная мысль, лежащая в основе произведения. Тема - вопрос. Идея - решение, ответ. 4 ипостаси идеи Идея - замысел, очень приблизительно существующая для автора. (заявка-синопсис) Художественная идея существующая не в виде умозрительных предположений, а уже в форме художественного хода, фабула и т.д. Идея, воплощенная в фильме - пронизывает все клетки фильма ( любое изменение в фильме изменяет идею картины особенно это касается финала). Идея, воспринимаемая зрителем - отличается от идеи, воплощенной в фильме, - субъективна. Идея, как главная мысль фильма - логический тезис - ответ на вопрос: "О чем твой фильм?". Есть режиссеры в которых тезис очевиден -Куросава, - а есть такие как Бенюэль, где логический тезис будет слабее чем прилично произнести.

20. Проблемы экранизации классических литературных произведений, Виды экранизации.


Экранизация - образ произведения. Создание образа средствам другого вида искусства. Пересказ, иллюстрация ( наименее творческий). "Борис Годунов" - Бондарчук. "Тихий Дон" - Герасимов. Новая трактовка, новое прочтение (по мотивам, на основе) "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" "Трон в крови" "Идиот" - Куросава "Полет над гнездом кукушки" Переложение Выражение сути классического произведения, особенности эстетики посредствами кино - "Царь Эдип".
Tags: кино
Subscribe

  • Таблетки против секса

    Голливуду хана. А я ведь говорил Леве: выпускай олух таблетки против секса . Сейчас бы уже миллиард заработал! Да черт с ним с миллиардом ,…

  • Новинка

    Литературный синопсис 1. Большинство людей дебилы. В том числе - сидящие в этом зале. В смысле выглядят как нормальные, а на самом деле очень…

  • оптимистичный взгляд большого гос. чиновника на жизнь

    Фраза дня -Поскольку мозги и красавицы уже все утекли, и никаких шансов вернуть их обратно нет, то настала пора стимулировать отток на Запад…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments

  • Таблетки против секса

    Голливуду хана. А я ведь говорил Леве: выпускай олух таблетки против секса . Сейчас бы уже миллиард заработал! Да черт с ним с миллиардом ,…

  • Новинка

    Литературный синопсис 1. Большинство людей дебилы. В том числе - сидящие в этом зале. В смысле выглядят как нормальные, а на самом деле очень…

  • оптимистичный взгляд большого гос. чиновника на жизнь

    Фраза дня -Поскольку мозги и красавицы уже все утекли, и никаких шансов вернуть их обратно нет, то настала пора стимулировать отток на Запад…